Герман Шеховцев: о составляющих эффективности систем управления предприятием
Управление – это постоянный, никогда не прерывающийся процесс выработки решений, способных дать наибольший эффект. Довольно часто решения становятся результатом поиска баланса и компромиссов. Успешным будет руководитель, обладающий чуткой интуицией и умеющий увидеть систему в целом, способный определить внутренние и внешние факторы, влияющие на управленческий процесс.
В устоявшейся рыночной экономике 90% успеха в бизнесе – это управление и лишь 10 % — коммерческая идея и экономическая целесообразность производства. Для эффективного управления современным предприятием, к сожалению, уже недостаточно раздавать сотрудникам поручения и вовремя контролировать их выполнение. Рецепт успеха содержит очень уж много составляющих.
Впервые интегрированные системы управления вошли в практику управления предприятием в 40-50 годы ХХ века. Системы эти были весьма примитивны и выполняли операции, упрощающие ручную обработку информации. Со временем расширялся спектр возможностей компьютерной техники, и, следом за этим, усложнялись электронные управленческие системы.
К началу 80-х годов прошлого века внедрение персональных компьютеров создало предпосылки повсеместной автоматизации систем учета и обработки данных. Уже к концу 80-х успешно заработали автоматизированные управленческие решения целого производственного комплекса, но пока всё ещё в рамках концепции планирования материальных ресурсов (MRP).
Первые поколения систем управления предприятием работали на сведении к минимуму складских издержек. Основной проблемой управленческих систем того времени была слабая проработка самого производственного цикла, недостаточный учет рабочей силы или степени загруженности производственных мощностей. За решение этих «уязвимостей» взялся следующий уровень развития управленческих систем (MRP II), который давал возможность планировать не только складской учет, но и загрузку оборудования, учитывать потребность во всех ресурсах производства (материалы, сырьё, комплектующие, оборудование, персонал), планировать производственные затраты, моделировать ход производства, планировать выпуск готовых изделий, оперативно корректировать планы и производственные задания.
Благодаря появлению MRP II начали формироваться и развиваться управленческие системы уровня ERP. Данная управленческая система подразумевает создание депозитария, где сохраняется полный комплект информации о деятельности предприятия: от финансовой документации до технологических особенностей производственной активности. При наличии такого банка данных появляется возможность, настроив разные уровни допуска, эффективно использовать ее всеми рабочими и служащими.
ERP стандарт активно используется в практике управления производством на Западе.
Последний управленческий стандарт CSRP расширяет свои возможности до взаимодействия с клиентами. Системы этого поколения дают возможности для интеграции заказчика в управленческий процесс предприятия. Минуя отдел сбыта, потенциальный клиент получает возможность разместить заказ и контролировать на всех этапах процесс его выполнения.
Эволюция управленческих систем шла от организации внутренних процессов к полному циклу. В настоящее время создано порядка пятисот управленческих систем поколения MRP II — ERP.
К сожалению, реалии большинства российских производств таковы, что они не соответствуют даже начальным уровням становления производственных управленческих систем. На российском рынке успешно внедрено несколько десятков западных систем управления производством и порядка трех-четырех отечественных.
Наиболее успешные системы уровня ERP отпугивают своей дороговизной и избытком функциональности. При этом, сила данного типа управленческих систем состоит в том, что они универсальны – сколько рабочих мест можно автоматизировать, зависит от пожеланий заказчика.
Стоимость таких программных продуктов достаточно высока, однако необходимо понимать, что данное вложение носит характер стратегического, и впоследствии окупится за счет повышения эффективности и уменьшения издержек.
Принимая решение о внедрении системы управления предприятием, руководитель делает выбор в пользу эффективного контроля, который поможет быстро ориентировать бизнес на потребности рынка. Важно понимать, что изменения в системе управления не должны быть ломкой традиционных схем. Управленческие системы должны внести в процесс производства положительный импульс, связанный с оптимизацией производственного и управленческого процесса, при этом происходит естественная ликвидация устаревших, отживших свое время связей.
Герман Шеховцев, управляющий директор Русклимат