Инвестиционная деятельность в СРО
Однако, несмотря на иное целевое назначение, саморегулирование предполагает отдельные элементы инвестиционной деятельности для сохранения и увеличения собственных активов, служащих покрытием ответственности членов СРО.
Понятие и значение компенсационного фонда
В Законодательстве о саморегулируемых организациях сказано, что саморегулируемая организация для обеспечения функционирования системы ответственности своих членов вправе применять либо систему личного (коллективного) страхования, либо механизм компенсационного фонда. В последнем случае формируется компенсационный пул за счет обязательных денежных взносов СРО. Действующим законодательством устанавливаются отраслевые требования к порядку формирования компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств фонда.
По общему правилу первоначальный взнос члена СРО в компенсационный фонд составляет не менее 3000 руб. СРО не устанавливает обязательные требования к объему компенсационного фонда, однако подобные положения содержатся в специальных нормативно-правовых актах. Так, в статье 55.16 Градостроительного кодекса РФ в отношении членов СРО, осуществляющих деятельность в сфере проектно-изыскательских работ, размер взносов составляет от 500 тыс. руб. на одного члена, а в сфере организации строительства — от 1 млн. руб.
Размер взноса члена СРО зависит от планируемой стоимости работ по договорам на подготовку проектной документации и на осуществление работ по организации строительства и наличия требования о страховании гражданской ответственности. Закон об оценочной деятельности N 135-ФЗ устанавливает размер обязательного первоначального взноса в размере 30 тыс. руб. Особо оговаривается, что первоначальный взнос является, во-первых, обязательным, во-вторых, производится в денежном выражении, в-третьих, не должен носить зачетный характер.
Компенсационный фонд представляет собой инвестиционный пул, создаваемый за счет обязательных денежных взносов членов СРО и предназначенный строго для покрытия профессиональной ответственности членов такой организации. Однако, будучи объектом права собственности СРО, компенсационный фонд обособлен от остальных активов: на него не налагается взыскание по обязательствам СРО, при его ликвидации.
В случае исключения НКО из государственного реестра СРО компенсационный фонд подлежит передаче в Национальное объединение СРО соответствующего вида, кроме СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и СРО кредитных кооперативов. В последнем случае при ликвидации либо исключении средства компенсационного фонда распределяются между членами организации в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Порядок создания и формирования компенсационного фонда
Компенсационный фонд создается зарегистрированной некоммерческой организацией (НКО) до момента присвоения ей статуса СРО при включении в реестр СРО уполномоченным органом.
Это подтверждается требованием пункта 6 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, согласно которому некоммерческая организация для приобретения статуса СРО в качестве приложения представляет к заявлению документы, подтверждающие «способы обеспечения имущественной ответственности перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами», т.е. в нашем случае — компенсационного фонда.
Следовательно, на момент приобретения статуса компенсационный фонд должен быть сформирован из обязательных взносов членов НКО в размере, установленном уставом организации, но не ниже требований специального законодательства. Первый источник — денежные средства.
Другими источниками пополнения компенсационного фонда могут быть как дополнительные взносы в случае, например, выплат в счет компенсации профессиональной ответственности члена СРО, а также доходы (проценты) от инвестирования средств собственно компенсационного фонда.
Следовательно, компенсационный фонд — это не только денежные средства, но и иное имущество, представляющее собой объекты инвестирования. К такому имуществу могут относиться объекты недвижимости, куда может быть инвестировано не более 10% фонда, государственные ценные бумаги (в них также должно быть инвестировано не менее 10% средств фонда), а также иное имущество, в том числе ценные бумаги. Перечень объектов инвестирования определяется инвестиционной декларацией, составляемой НКО совместно с управляющей компанией.
Однако специальным законодательством устанавливаются дополнительные ограничения объектов инвестирования. Так, СРО в сфере строительства размещают средства в депозиты или депозитные сертификаты в российских банках.
Средства СРО арбитражных управляющих инвестируются только в государственные ценные бумаги РФ (не менее 20% активов фонда) и ее субъектов; облигации и акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, ипотечные ценные бумаги; денежные средства в рублях на счетах в российских банках, в т.ч. депозиты; паи ПИФов, акции АИФ; иностранную валюту на счетах в российских банках, в т.ч. депозиты (Федеральный закон о банкротстве). Кроме того, ценные бумаги должны обращаться на организованном рынке, а акции, облигации, акции АИФ и паи ПИФ в совокупности не должны превышать 30% средств фонда. Ценные бумаги одного эмитента не могут составлять более 5%.
В отношении СРО оценщиков действуют другие правила. Так, в государственные ценные бумаги РФ можно инвестировать не менее 40% средств фонда. Инвестировать в акции разрешено, но только если эмитент — ОАО, а сами акции обращаются на организованном фондовом рынке. Инвестировать можно и в паи ПИФ. Причем установлено ограничение по выбору объекта инвестирования — или акции, или паи, — а также по процентному соотношению — не более 40% средств фонда.
Ценные бумаги одного эмитента не могут составлять более 5%. А вот в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и иностранные ценные бумаги инвестировать вообще запрещено (ст. 24.9 Закона N 135-ФЗ). Похожие правила предусмотрены и для СРО кредитных кооперативов.
Однако нет соответствующих требований для СРО аудиторов, медиаторов, жилищных накопительных кооперативов, СРО в сфере рекламы, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, патентных поверенных, кадастровых инженеров, СРО организаций в сфере теплоснабжения.
Взносы в компенсационный фонд не могут быть возвращены членам СРО. В данном случае инвесторами будут являться не члены СРО, поскольку они не участвуют в распределении инвестиционного дохода, а сама организация. Именно СРО получает инвестиционный доход, аккумулируя его в активах компенсационного фонда. Исключение могут, пожалуй, составить только члены СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, поскольку они все же распределяют средства фонда при ликвидации СРО.
Порядок управления компенсационным фондом
Управление компенсационным фондом осуществляется управляющей компанией (УК) на основании заключаемого между НКО и УК договора доверительного управления. Также НКО должно заключить договор на обслуживание со специальным депозитарием (СД) для учета и контроля над средствами фонда. ДУ и СД выбираются на основе конкурса, проводимого СРО. Между ДУ и СД заключается отдельный договор, на его основании осуществляются хранение и учет активов, в которые размещены средства фонда.
Инвестирование средств фонда осуществляет ДУ согласно общим, а также специальным требованиям, установленным законодательством о СРО и инвестиционной декларацией. ДУ обязана инвестировать средства фонда СРО добросовестно, разумно, в интересах СРО, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности и диверсификации (Закон N 127-ФЗ).
Средства фонда перечисляются на отдельный счет депо и учитываются на отдельном балансе у СД. СД осуществляет контроль над деятельностью ДУ, однако не проводит инвестиционные транзакции. СД, действуя в интересах СРО, контролирует деятельность ДУ на предмет соблюдения законодательства, инвестиционной декларации, уведомляя СРО и контролирующий государственный орган обо всех нарушениях ДУ.
СД формирует отчетность по инвестированию средств фонда СРО, что позволяет получать информацию об активах, их стоимости, эффективности инвестиционных решений ДУ оперативно и в наиболее полном объеме, нежели в отчетах ДУ.
Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в отношении одних СРО, например строительных, действует целевой принцип инвестирования — депозиты, а в отношении других (оценщиков и арбитражных управляющих) — ограничительные меры. Закреплено и различное процентное соотношение объема инвестиций и активов фонда, в отношении оценщиков упущены некоторые объекты инвестирования.
Странно, что нет похожих правил для аудиторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, хотя риск привлечения к ответственности членов этих СРО также требует хеджирования. Странный подход законодателя наводит на мысль о хаотичном, несистемном установлении подобных правил инвестирования.
Кроме того, отсутствует общее понимание, когда должны быть заключены договоры с ДУ и СД — до включения в реестр и приобретения статуса СРО или после?
Возникает вопрос о юридическом факте, порождающем компенсационный фонд, с наступления которого фонд считается сформированным. Достаточно просто обособить средства на отдельном счете с учетом требований по сумме взносов или необходим его учет на счетах депо у СД? Какой критерий достаточности документов, подтверждающих сформированность фонда? Их нет даже в подзаконных актах Минфина России.
Вопрос остается неразрешенным и в части определения субъекта инвестиционных отношений. Следует считать таковым СРО в лице ДУ или члена СРО? Несогласованная позиция законодателя в отношении кооперативов порождает маргинальные инвестиционные отношения, противоречащие некоммерческой деятельности СРО.
В завершение следует отметить: инвестиции в рамках СРО осуществляются с конкретной целью — сохранения и увеличения компенсационного фонда СРО, чему служат и многочисленные, однако несистемные нормативные ограничения по инвестициям. Таким образом, с помощью инвестиций СРО хеджирует риски потерь страхового пула, обеспечивая при этом возможность быстрого изъятия инвестиционного дохода для покрытия ответственности собственных членов.