Цель – оптимизация: как российские перевозчики перестраивают свой бизнес
Перевозки сборных грузов, аутсорсинг логистики и системы мониторинга движения ТС как современные методы сокращения расходов.
С наступлением нового года условия для транспортных компаний сильно изменились. Рост НДС с 18 до 20% – впереди ансамбля факторов, которые так или иначе повышают стоимость услуг на доставку. В случае компаний, которые самостоятельно занимаются доставкой, включая закупку топлива, упаковочных материалов и ремонт ТС, рост цен на услуги составит не 2%, а гораздо больше.
Помимо НДС, в 2019 году повысился НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, а также отменились льготы по транспортному налогу в системе «Платон». О негативных последствиях для рынка последнего изменения правительство официально предупреждали в Отраслевом совете союзов и ассоциаций. Крупнейшие автотранспортные предприятия и союзы автоперевозчиков говорили о том, что вместе с повышением НДС стоимость автоперевозок существенно возрастет и только ускорит инфляцию.
«Совокупность всех факторов, а это рост трех налогов, входящих в цену топлива, отмена льготы по транспортному налогу, увеличение платы за проезд по федеральным трассам, рост числа платных автодорог, — все это приведет к увеличению тарифов на перевозки», — считает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Добавим к указанным причинам рост акцизов на бензин (а в цене литра бензина различные сборы, акцизы и налоги составляют в среднем 68%). Суммарно, по экспертным оценкам, речь может идти о 10%‑ном увеличении тарифов с учетом всех указанных факторов.
Финансовый директор транспортной компании Intertransavto (ITA) Александр Левкович полагает, что в такой ситуации, чтобы не отпугнуть клиентов слишком высокими ценами на услуги по перевозкам, и в то же время чтобы не уйти «в минус» по доходности, многие логистические компании перейдут в «теневую» сторону бизнеса. Легче это будет сделать маленьким и средним предприятиям, которые и до того работали по упрощенной схеме налогообложения.
Крупным гигантам рынка – перевозчикам, которые дорожат своей многолетней репутаций и наработанным пулом клиентов, – такой метод не подходит. Да и в принципе, усилия властей по «обелению» рынка и усовершенствованию налогового администрирования не позволят долго и незаметно пользоваться нечестными путями ведения бизнеса.
В итоге, перед официальными и крупными перевозчиками есть несколько путей. Один из них – это обратится к системам мониторинга, которые будут контролировать передвижения ТС и видеть, порожними ли они едут на маршруте или нет.
«По итогам 2018 года вы видим, что существенно выросла доля компаний, заинтересованных в системах мониторинга транспорта и анализе данных», — сообщил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов. По его данным, прирост подключений к системе Omnicomm Online составил более 37%, при этом в компании получают большое количество запросов от потенциальных партнеров на установку комплексных решений по мониторингу транспорта и контролю топлива.
Александр Лашкевич, в свою очередь, отметил, что система контроля манеры движения водителя позволяет сократить расход топлива до 10%, а также снизить число аварий, и, следовательно, избавляет от трат на ремонт, простоев и т.д.
Эффективными направлениями перевозок являются также 3PL-сегменты и LTL. Сборные грузы являются более дешевым видом доставки при тех же сроках, что и FTL (за груз фуры целиком от одного отправителя). Аутсорсинг же дает компаниям возможность, по данным «Деловых Линий», сэкономить на логистике до 30% всех затрат. Причем комплексная логистика включает в себя логистический консалтинг, управление цепями поставок, складские услуги, кросс-докинг, управление складом клиента, а также услуги региональной, краевой и городской доставки.
Многие эксперты подчеркивают, что отличным способом оптимизации бизнеса является также элементарное планирование – срочные отправления и доставки justintime в большинстве случаев обходятся грузовладельцу в разы дороже.