Теперь риски на гражданах: побочные эффекты «упрощения» сделок с долями недвижимости
Вступившие в силу изменения в законодательстве отменили обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению или ипотеке целых объектов недвижимости, находящихся в долевой собственности. Однако упрощение, по мнению экспертов, приведет к возрастанию рисков мошенничества в этом сегменте сделок. Если ранее защитой от рисков был нотариус, теперь они всецело ложатся на участников сделок.
Одновременное подписание договора всеми собственниками в простой письменной форме не гарантирует того, что все участники сделки правильно понимают последствия своих действий, и других факторов. Именно эти причины и приводят впоследствии к оспариванию сделок, совершенных в простой письменной форме.
Специалисты призывают к осторожности: нередко мошенники вводят граждан в заблуждение, вынуждают их подписывать документы под давлением, буквально «подсовывают» вместо одного договора другой. Именно поэтому для защиты собственных прав, даже в отсутствие нормы об обязательном нотариальном удостоверении, эксперты рынка недвижимости и представители нотариального сообщества призывают оформлять сделки нотариально.
На сегодняшний день только обращение к нотариусу гарантирует законность совершения сделки и достоверность сведений государственных реестров. Помимо правовой экспертизы документов и установления личности нотариус обязательно проводит выявление соответствия воли волеизъявлению участников сделки, а также разъясняет правовые последствия совершаемых действий.
При этом только нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности: если в результате его профессиональных действий гражданам был причинен имущественный ущерб, он полностью возмещается нотариусом.
Кстати, согласно опросам «Левада-Центра», 90% граждан считают, что риск встречи с мошенниками на отечественном рынке недвижимости очень высок. И за защитой россияне все чаще идут именно в нотариальные конторы: за 4 года количество нотариально удостоверенных сделок по отчуждению жилой недвижимости выросло в 11 раз.